Когда спрашиваешь у китайца, во что он верит, то горожанин ответит: «Ни во что», а сельчанин - наоборот: «Во все». При этом на всякий случай и тот и другой, непременно посетят храм в праздничный день, поставят свечку или ароматическую палочку во всех местах отправления религиозного культа, но надеяться на чудо все равно не станут. Зачем надеяться на что-то или кого-то? Нужно всегда рассчитывать только на себя. Таков современный принцип китайского стиля жизни.
В принципе, это понятно. Начиная с 1949 г. официальной религией Китая считается атеизм. Ее приверженцами (атеистами) себя многие и именуют. Впрочем, последние 20 лет ни во что не верить положено только членам КПК. Большинство остальных граждан КНР исповедуют одну из распространенных религий Китая – буддизм, ислам или традиционные китайские учения – конфуцианство и даосизм. Помимо прочего, в стране есть последователи шаманизма, православия, католицизма, протестантизма и даже балийского буддизма. Как видно, на фоне многомиллионного народа растут и множатся не только сами люди, но и исповедуемые ими идеи.
При этом не только для самих китайцев, но и для их религий характерно смешение различных философских учений и воззрений. В одном и том же святилище могут воздаваться почести Лао-Цзы, Конфуцию и Будде.Для верующих китайцев они боги, для тех, кто называет себя атеистом, - исторические личности. Одновременно и для тех, и других они - прежде всего духи, обитатели мира такого же близкого и понятного, как и тот, в котором живут они сами.
Если говорить о религии как о вере в Бога, то китайцам это не свойственно. Вместо единого Бога в сознании китайца присутствует образ духа - точнее, их множества. Издревле китайцы поклонялись духам и общались с ними, считая их важной частью мироздания. Традиционные китайские школы - не столько религии, сколько нравственно-философские учения, призванные гармонизировать отношения человека с природой, обществом и самим собой.
Мистическая сторона многих таких учений уже давно уступила технической: традиционным боевым искусствам и методикам поддержания здорового образа жизни. Так что даже если вас не интересуют религии и их храмовые сооружения, то наверняка заинтересуют китайские методики оздоровления и продления жизни, основанные в их лоне.
Отсюда и популярность даосизма, конфуцианства и буддизма. Они учат и проповедуют не о чем-то далеком и непостижимом, но о любом человеке и тех сверхвозможностях, которые в нем сокрыты. Дабы найти истинный путь, или Дао во внешней жизни, нужно прежде всего обрести его внутри себя. Не этим ли поисками внутреннего «я» мы нередко предаемся, сидя в тишине и одиночестве за чашечкой кофе? Вероятно, нам есть еще чему поучиться у мудрецов прошлого. Возможно, если посмотреть на Китай с этой точки зрения, то он откроет каждому свой путь - тот самый путь, который вы искали...