Китай – третья в мире страна по площади, поэтому путешественники, которые хотят увидеть все и сразу, должны быть готовы к дальним перелетам и переездам.
Авиатранспорт
Каждый день в Пекин из Москвы летают самолеты «Аэрофлота» и Air China; три раза в неделю выполняются регулярные рейсы в Шанхай и Гонконг.
Как правило, отечественные самолеты обходятся дороже китайских, хотя раз в год «Аэрофлот» устраивает распродажи. Если вовремя подсуетиться, можно купить билет в оба конца долларов за 500. Покупая авиабилет, не забудьте подтвердить обратный вылет не позднее, чем за 72 часа до него. Телефон представительства «Аэрофлота» в Пекине - 65002266 (доб. 8301) или 65002412.
Провинции и центральные города Китая соединяют более 700 маршрутов. Расписание плотное, поэтому советуем заказывать билеты заблаговременно, особенно в так называемые «золотые недели» года, когда китайцы активно передвигаются по стране.
Информационный сайт по воздушному транспорту Китая:
http://www.cаас.cn.net
Железная дорога
По протяженности железнодорожной сети Китай занимает первое место в Азии и третье – в мире. Для удобства туристов в Китае недавно было завершено строительство самой высокогорной в мире железной дороги, соединяющей Пекин и Лхасу, столицу Тибета.
Учтите, что железные дороги часто перегружены, особенно в праздничные дни. Если вам хочется путешествовать с комфортом, заказывайте билеты (лучше - первого класса) предварительно. Справочные телефоны:
в Пекине - (10)65128913, в Шанхае - (21)63179090, в Гуанчжоу - (20)87157222. Билеты можно купить и в гостинице, но учтите: придется переплатить порядка 30-50 юаней.
Самое важное: никогда не покупайте билеты с рук, это чревато неприятными последствиями.
Информационный сайт железной дороги Китая:
http://www.chinamor.cn.net
Речной транспорт
Романтикам можно предложить помимо бесконечных дорог еще и безбрежные реки. В Китае широко развито речное судоходство. Если вы любитель живописных пейзажей и медленной езды, специально для вас - самые популярные речные туристические маршруты:
1. По Великому каналу от Сучжоу до Ханчжоу.
2. В Нанкине, Уси и Янчжоу можно сесть на «драконовый челн» либо туристическое судно и совершить круиз по Великому каналу, Янцзы и озеру Тайху. Пассажирам предлагаются блюда местной кухни.
3. В Гуйлине можно сесть на туристическое судно, совершающее плавание по реке Лицзян до Яншо.
4. По Трем ущельям на реке Янцзы курсирует более 50 роскошных теплоходов для туристов.
Автомобильный транспорт
Китай покрыт сетью автодорог, которые доходят до каждого поселкового центра. Крупные города соединены более чем 70 скоростными современными автомагистралями государственного значения. Взять машину напрокат легко. В больших городах типа Пекина и Шанхая это можно сделать на выходе из аэропорта, в среднем удовольствие обойдется вам в 300 юаней плюс бензин. Но советуем, как и любыми удовольствиями, не злоупотреблять - в противном случае можно оказаться где-нибудь в кювете: ПДД в Китае почти никто не соблюдает.
Общественный транспорт
Автобус
Лучше выбирать местный транспорт: автобус или троллейбус. Тише едешь, дальше будешь, а главное - в целости и сохранности. Стоимость (1-2 юаня) зависит от продолжительности поездки. Существуют автобусы с кондиционерами, (2 юаня), в них меньше народа в часы пик, а в обычное время много свободных мест. Лучше иметь 1-юаневые бумажки, т. к. во многих автобусах нет кассиров и деньги бросают в специальный ящик рядом с водителем. Вход в первую дверь или в среднюю, где сидит кассир. Окна в обычном транспорте открыты, и в жару проблем нет, если нет пробок в часы пик. Такси в такие часы обходятся значительно дороже, поэтому лучше всего ехать на метро.
Метро
Метро есть в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Несмотря на многочисленность китайского населения, метро здесь не перегружено, как в Москве. Оно современное, удобное, чистое, неглубокое, но есть один минус – медленное: интервалы между поездами около 5 минут. В китайском метро информация об остановках дублируется еще и на английском языке, а схема метрополитена гостеприимно встречает латинскими буквами названий - так что не бойтесь спускаться в незнакомую подземку: сориентироваться в ней не составит труда. Средняя стоимость одной поездки 3 юаня (зависит от количества пересадок).
Часы работы: 5.00 – 22.30.
Вело- и моторикши
Самыми необычными средствами передвижения, покоряющими сердца и воображение туристов, являются вело- и моторикша. Это незамысловатое в большинстве случаях самодельное сооружение на колесах обойдется совсем недорого: 1,5-3 юаня. Однако и здесь есть ряд недостатков. Очень часто рикши соглашаются отвезти вас куда угодно, а потом оказывается, что дороги они и не знают. К тому же велорикша – это весьма медленно, а моторикша – вообще сомнительное удовольствие. Учитывая тот факт, что водитель мотоцикла постоянно пытается объехать пробки или поскорее отработать свои деньги, ему по дороге встречаются только кочки да бугры. Тем, кто находится в это время в кабинке, остается только посочувствовать: романтики в этом мало. Можно попробовать раз-другой ради экзотики или фотографии на память, но не более того.
Велосипед
Если наземный транспорт перегружен, вы попали в пробку и очень торопитесь, возьмите велосипед. Китай занимает первое место в мире по продаже велосипедов, поэтому найти пункт проката не составит труда. В Пекине рядом с торговым центром «Сайтек» (Цвик) расположена контора по прокату велосипедов, где обычный велосипед стоит 5 юаней/час, 40 юаней/день, а горный/скоростной велосипед – 8 юаней/час, 50 юаней/день. Залог обязателен. Плата за хранение велосипеда на стоянке 1-2 цзяо. Некоторые мастерские и гостиницы дают велосипеды напрокат. Гостиницы обычно требуют залог в размере 200–800 юаней и берут за пользование велосипедом почасовую оплату 4 юаня.
По городу на велосипеде можно ездить практически везде, однако с непривычки городское движение может показаться очень бурным и неупорядоченным. С велосипедом можно спускаться и в метро, только он должен быть складывающимся. А вот из города в город придется ехать на автобусе: по китайском автобану ездить на велосипеде запрещается.